ПАМЯТКА
Организация и проведение прогулки в учреждении дошкольного образования
1. Требования безопасности при организации прогулок на участке учреждения дошкольного образования.
При организации прогулки с воспитанниками в учреждении дошкольного образования необходимо руководствоваться п.163 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».
Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.
Запрещается:
оставлять детей одних;
использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
Перед уходом с прогулки воспитатель должен организовать с воспитанниками сбор игрового оборудования, привести в порядок песочницы и песочные дворики (песок в песочнице горкой, закрыть песочницы крышками).
2. Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки (снизу-вверх). При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке (сверху-вниз).
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
3. Организация и проведение прогулки в учреждении дошкольного образования.
Прогулка включает:
самостоятельную игровую деятельность;
познавательную практическую деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов и т.д.);
двигательную деятельность: (подвижные игры и физические упражнения – ежедневно, занятия физической культурой – согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
трудовую деятельность;
индивидуальную работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, физкультурные упражнения, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Каждый из обязательных компонентов прогулки должен осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей.
Индивидуальная работа (для её проведения воспитателю дошкольного необходимо обращаться к разделу плана образовательной работы «Индивидуальная работа с воспитанниками»). Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по образовательным областям учебной программы дошкольного образования.
Индивидуальная работа с детьми заключается в закреплении какого- либо материала:
счета (можно предложить посчитать веточки, камушки, деревья, проезжающие машины);
знания геометрических фигур (найти похожую, найди пару, построй фигуру);
физкультурных движений;
звукопроизношения;
названия времен года, дней недели, названия месяцев, своего домашнего адреса
рисования какого-либо элемента (палочкой на песке, мелком на асфальте);
заучивания считалок, стихотворений, отгадывания загадок и многое другое.
Осуществляя руководство самостоятельной игровой деятельностью детей воспитатель дошкольного образования должен обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Педагог обязан знакомить воспитанников с основами безопасного поведения на улице.
Трудовая деятельность. На прогулке организуется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), труд в природе в виде различных форм – поручений, коллективного труда.
Гигиенические требования к организации труда в природе:
1. Труд в природе должен быть посильным. Физические усилия не должны вызывать переутомления, т.к. это вызывает отрицательное отношение к труду.
2. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей. Младший дошкольный возраст: 5-7 мин. Средний возраст – 10-15 мин., с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, старший возраст – 15-25 мин с перерывом или со сменой характера труда.
3. Правильная поза ребенка в процессе труда в природе. Например, при переноски воды в лейках, ведрах необходимо равномерно нагружать как правую, так и левую сторону. При работе лопатой, граблями важно контролировать, чтобы ребенок держал тело выпрямленным. Также необходимо контролировать, чтобы дети не находились долго в одной позе. Для этого надо чередовать один вид работы с другим. Например, рыхление почвы и перенос воды.
4. Безопасность. Орудия труда (рыхлители почвы, грабли, лопаты и т.д.) должны быть безопасными и соответствовать росту и силам ребенка. Инвентарь для труда в природе должен быть не игрушечным, а настоящим.
Планируется воспитателем дошкольного образования в разделе «Элементарная трудовая деятельность». При планировании указывается вид трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе), форма организации труда воспитанника (поручение, коллективный труд); содержание трудовой деятельности; задачи, которые будут решаться взрослым. Например, Труд в природе, коллективный труд (ст.гр.) – сбор плодов рябины. Цель: воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду.
Двигательная деятельность: подвижные игры и физические упражнения. Планируются воспитателем дошкольного образования в плане образовательной работы с воспитанниками в разделе «Двигательная активность». Одна и та же игра может планироваться несколько раз, при этом достигаются разные цели при её проведении (знакомство с правилам игры, обучение основным движениям в игре; закрепление правил игры, двигательных навыков и развитие физических качеств в игре; совершенствование основных движений в игре; усложнение игры, которое проявляется в:
увеличении дозировки – повторности и общей продолжительности игры,
усложнении двигательного содержания (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают),
изменении размещения играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки),
усложнении правил (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличивать количество ловишек) и т.д.)
Познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность и др.) Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений педагог продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, познавательные задачи, проблемные ситуации); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование опыта).
В планах указывается объект или тема наблюдения, цель проведения наблюдения. На прогулке организуются наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.); наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д, наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).